четверг, 21 мая 2015 г.

Летчики-истребители, дважды Герой Советского Союза – Николаю Скоморохову и его друг, Николай Горбунов

"Он кричал напоследок,
В самолете сгорая:
«Ты живи, ты дотянешь», –
Доносилось сквозь гул.

Мы летали под Богом,
Возле самого рая,
Он поднялся чуть выше и сел там,
Ну, а я до земли дотянул."
Николай Скоморохов у своего самолета, 1943г.



«Балладу о погибшем летчике», строки из которой вы прочитали, В. Высоцкий посвятил летчику-истребителю, дважды Герою Советского Союза – Николаю Скоморохову и его другу, тезке, Николаю Горбунову, погибшему в небе Будапешта.

Николай Михайлович Скоморохов родился 19 мая 1920 года в селе Лапоть Саратовской губернии.

В 1930 году Скоморохов переехал в город Астрахань, где закончил семилетку. С 1937 года работал на судоремонтном заводе им. III Интернационала, параллельно закончив фабрично-заводское училище при предприятии. В 1939 году Николай Михайлович стал курсантом астраханского аэроклуба и студентом библиотечного техникума, которые успешно закончил.

В 1940 году Скоморохов добровольно записывается в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии. В 1941 году он становится курсантом Батайской военной авиационной школы пилотов им. А.К. Серова, которая после начала войны, с октября 1941 года, действовала в эвакуации на территории Азербайджанской ССР. Авиашколу Николай Михайлович закончил в марте 1942 года, но на фронт был откомандирован лишь в октябре.

В действующей армии старший сержант Н.М. Скоморохов был назначен на должность старшего пилота 164-го ИАП 295-й истребительной авиационной дивизии, базировавшейся в этот период на аэродроме города Адлер. А уже в январе 1943 года на самолете ЛаГГ-3 им была одержана первая победа. Вот как об этом вспоминал сам Николай Михайлович: «Я мечтал о встрече один на один с врагом. Этот момент пришел. И что же? Вокруг ничего не случилось... Сейчас будет первая схватка. Чем она обернется? Чью жизнь оборвет?

Нас, конечно, двое. Но это же проклятущая «рама». Мы знали: если сразу ее не сразишь – потом с ней трудно управиться.

Захожу в атаку сверху. ФВ-189 растет, растет в прицеле – пора открывать огонь. Расходимся метрах в двадцати. Иду на косую полупетлю, не выпускаю «раму» из поля зрения. А она, развернувшись, ухитрилась пристроиться в хвост Евтодиенко. На полной скорости захожу фашисту в лоб, бью из всех трех огневых точек. От «рамы» что-то отлетает, она у меня на глазах вспыхивает. Но еще держится в воздухе. Начинает уходить, отбиваясь теперь от Евтодиенко. Видимо, немец решил, что я уже свое сделал, ушел в сторону.

Но я не выпускаю из своего поля зрения оба самолета. Снова завернул полупетлю, вышел прямо на «раму» и дал очередь по ее бензобакам. Клевок. Шлейф дыма. Удар о скалы.

Неописуемая радость охватила меня. Я что-то заорал во все горло, взвился свечой в небо.

А Евтодиенко, мой добрый командир и надежный товарищ, ходил в это время чуть в стороне и стерег меня. Он уже знал, что многие погибали именно в порыве беспечной радости от успеха в бою, и смотрел в оба.

А на земле он сказал Микитченко:
- Скоморохов уже сам может учить других воевать...»

Николай Михайлович попал на фронт в самый «горячий» период: разворачивались кровопролитные бои над Кубанью, затем на Курской дуге и над Украиной. И с каждым днем росло мастерство боевого летчика. Во многом это было заслугой его командира – майора Микитченко. Каждый раз он доходчиво анализировал воздушные бои, обучал тактическим приемам, что, в купе с постоянным совершенствованием летного мастерства, в скором времени сделало из Скоморохова сильного пилота, способного и в одиночку противостоять нескольким противникам. Так, после очередного боевого вылета, в его личном деле появляется следующая запись: «4.12.1943 года, выполняя задание на сопровождение ИЛ-2, в районе цели штурмовики были атакованы восемью самолетами противника МЕ-109.

Несмотря на численное превосходство противника, капитан Скоморохов смело вступил с ним в бой. В этом бою показал исключительные образцы храбрости и своим мастерством не дал возможности истребителям противника атаковать наших штурмовиков. Все штурмовики возвратились благополучно на свой аэродром. В этом воздушном бою тов. Скоморохов сбил два самолета противника. На аэродроме капитану Скоморохову за отличное прикрытие штурмовиков и проявленное мужество в бою была устроена торжественная встреча».

В том же декабре 1943 года Николай Михайлович был переведен в 31-й ИАП на должность командира звена. В составе этого подразделения капитан Скоморохов в скором времени становится командиром эскадрильи. Растет и число его побед: к концу 1944 года на счету комэска 25 личных и 8 групповых побед. За проявленный героизм Указом от 23 февраля 1945 года капитан Н.М. Скоморохов удостоен звания Героя Советского Союза.
Капитан Н. И. Горбунов в кабине Ла-5Ф эскадрильи "Григорий Котовский"

Получив заслуженную награду, Николай Михайлович с удвоенной силой продолжает сражаться с врагом. Уже к марту 1945 года на счету пилота 35 личных побед. Но в тяжелых боях и наши летчики несли невосполнимые потери. Погибает Николай Горбунов, смерть которого тяжело переживал Скоморохов. Незадолго до конца Великой Отечественной войны погибает ведомый капитана – младший лейтенант И. Филлипов. А ведь кажется совсем недавно, получив первые Ла-7, он вместе со своим ведомым атаковал три группы FW-190, сбив пять из них…

Окончание войны Николай Михайлович встретил, сбив 46 самолетов противника лично и 8 – в группе, проведя около 130 воздушных боев и выполнив 605 боевых вылетов. Указом от 18 августа 1945 года майор Н.М. Скоморохов был награжден второй медалью Героя Советского Союза.
Дважды Герой Советского Союза Николай Скоморохов вернулся домой, лето 1945г.

Послевоенная жизнь Николая Михайловича Скоморохова была полностью посвящена авиации и трагически оборвалась 14 октября 1994 года.

Николай Скоморохов в кабине своего "Лавочкина"Дважды Герой Советского Союза маршал авиации Николай Михайлович Скоморохов похоронен на Новодевичьем кладбище города Москвы. Его имя увековечено во многих городах и селах России. В частности, в астраханском музее Боевой славы висит генеральский китель прославленного летчика. Его именем названа школа №53 в микрорайоне завода имени III-го Интернационала города Астрахани.

А тех, кто сбил его друга Николая Горбунова, двух экспертов из «бриллиантовой эскадры», Скоморохов нашел. Нашел и сбил обоих.

Комментариев нет:

Отправить комментарий