среда, 7 января 2015 г.

Франция после первой мировой войны

Франция после первой мировой войны



Еще не успели высохнуть чернила на подписанном в Версале мирном соглашении 1918 года, еще не разошлись по домам демобилизованные солдаты, эльзасцы и лотарингцы еще не выучили французского гимна, еще не начались немецкие безуспешные поиски отрезанной головы африканского вождя, а военные уже думали о войне грядущей.


Франция несмотря на победу в ПМВ в военном отношении испытывала некоторые проблемы. Во первых статус великой империи обязывал и накладывал - стране надо было развивать военный флот - чтобы "исконный" враг и недавний союзник - англичане много о себе не думали. Во вторых обширные колониальные владения требовали охраны и наведения порядка - колониальных войск. В третьих, главное, на востоке лежала Германия. Во Франции прекрасно помнили свои реваншистские настроения после франко-прусской войны, и не сомневались что в Германии, униженной кабальными условиями Версаля подобные настроения также будут только расти.

В каноническом изложении войны на Западе в 1939-40 годах преподносившимся в СССР роль Франции представлялась в следующем свете: Французы строили линию Мажино, за которой хотели отсидеться, немцы линию прорвали, Франция капитулировала.

В этом изложении есть критическая ошибка. Французские генералы прекрасно понимали, что сидением в обороне войны не выигрываются. Умозрительно представляя себе грядущую войну они делали одно очень простое умозаключение: в Германии больше население чем во Франции (О мобилизационных возможностях колониальных владений они имели трезвое суждение) - а значит в грядущем конфликте немцы смогут выставить больше солдат. Чтобы как то компенсировать это и высвободить лучшие войска для активных действий во французском стиле (а все уставы французской армии, что в ПМВ что в ВМВ предусматривали доктрину наступления) требовалось укрепить границу. Логика проста - чем лучше оборудована линия обороны в инженерном плане - тем меньше надо людей на ее защиту. И все равно в 1940 году чуть ли не треть французской армии составляли "крепостные" дивизии, способные исключительно оборонять линию Мажино.

Лучший стимул кормить свою армию хорошо - это сильна армия потенциального противника. Разоружив Германию французы лишились пугала побуждавшего развивать свою армию. Нет сильного врага - и появляется соблазн сократить расходы на армию и вооружения. С учетом того что в 20-е 30-е годы во Франции сильны были социалисты всех мастей кастрация расходов на армию проводилась по живому (Именно это было одной из причин по которой военная разведка в 30-е годы начала раздувать пузырь немецкой угрозы, но об этом позднее)
Таким образом гандикапом по отношению к рейхсверу французская армия воспользоваться полноценно не могла, и вступила во Вторую мировую войну во многом в штанах оставшихся с Первой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий