четверг, 22 января 2015 г.

Довоенная Прибалтика 1941 коллаброционисты союзники в борьбе с СССР

Обычным оправданием сотрудничества прибалтийских коллаброционистов с нацистами является утверждение, что де, они были единственными союзниками в борьбе с СССР за независимость Прибалтийских государств. Подобная позиция не может не удивлять, т.к. планы немцев на Прибалтику были хорошо известны.



В планах Гитлера прибалтийские территории входили в области, которые следовало германизировать, и, по мере достижения должного уровня «германизации» - включить в состав Рейха. Для выполнения этой задачи на оккупированных территориях 17 июля 1941 года по указу Гитлера была создана особая административная единица – Рейхскомиссариат Остланд.
Административный центр нового образования стала Рига. Главой был назначен рейхскомиссар Генрих Лозе.
Рейхскомиссариат делился на четыре генеральных округа: Эстланд (Эстонию), Леттланд (Латвию), Литауэн (Литву) и Белорутению (Белоруссию).
Во главе округов стояли генеральные комиссары:
• Белорутения (нем. General Bezirk Weißruthenien), центр в Минске (генеральный комиссар Вильгельм Кубе, затем после его убийства Курт фон Готберг).
• Литауэн (нем. Litauen), центр в Каунасе (генеральный комиссар Теодор Адриан фон Рентельн)..
• Леттланд (нем. Lettland), центр в Риге (генеральный комиссар Отто-Генрих Дрехслер).
• Эстланд (нем. Estland), центр в Ревеле (генеральный комиссар Карл Зигмунд Лицман).
Генеральные комиссариаты делились на городские и сельские комиссариаты (всего их было 19), отвечавшие в первую очередь за экономическую эксплуатацию подчиненных областей. Особый упор делался на сельское хозяйство, за него отвечали сельхозфюреры (Landwirtschaftsfuhrer) подчиненные генеральным округам. На всех этих должностях были немцы.
Внедрение данной структуры управления происходило поэтапно – по мере продвижения немцев на восток. На первых порах прибалтика считалась военным тылом, и там рулила немецкая военная администрация. По мере того как фронт уходил – власть попадала в руки комиссариатов, но военные имели своих представителей в каждом из них.
Как уже упоминалось на территории республик имелось множество организаций и образований, вышедших из подполья с приходом немцев, и претендовавших на установление своей власти в Прибалтике. При этом они оказывали всяческое содействие немцам, подтверждая свою лояльность. Тем не менее, 20 сентября 1941 года Генрих Лозе издал указ о запрещении на территории «Остланда» всех объединений и партий.
Распущенные де-юре, они однако продолжали существовать де-факто, и несмотря ни на что оказывать помощь немецким оккупационным органам. Это было настолько удобно, что 13-14 февраля 1942 года состоялась конференция, посвященная вопросам создания местной администрации в Рейхскомиссариате и ее месте в вопросах управления территориями. По результатам конференции глава министерства восточных территорий Розенберг издал организационный указ «Остланд», закрепляющий функции и статус местной администрации.
Весь персонал местной администрации назначался или утверждался немецкой администрацией, во всех спорных вопросах приоритет отдавался немцам. На долю местных были отданы вопросы хозяйственного самоуправления территориями. Правовые вопросы решались либо местным, либо немецким судами, однако местным судам запрещалось рассматривание дел, касающихся немцев, коммунистов, партизан. Любое дело в любой момент могло быть передано в немецкий суд, также немецкий суд имел право отменять и пересматривать любое решение местных судов. Органы полиции были отделены от гражданской администрации и подчинялись СС и СД. Ни о какой политической самостоятельности республик речи не велось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий